Сардарапат - это мемориальный ансамбль, посвященный историческим событиям, происшедшим вначале ХХ столетия. В 1918 году турецкая армия вторглась в Араратскую долину, заняла село Сардарапат и начала наступление на Ереван. 22 мая 1918 года здесь произошла решающая для армянского народа битва против врага. Рядом с воинами, готовыми ценой жизни победить врага, встали и старики, и дети, и женщины. 26 мая турецкая регулярная армия была полностью разгромлена.
В ознаменовании 50-ой годовщины этой исторической битвы в мае 1968 года был открыт этот чудесный архитектурный ансамбль, рожденный по замыслу архитектора Исраеляна. Архитектура мемориального комплекса необычайна, индивидуальна и поэтому неповторима. Это сооружение не имеет прототипов в армянской архитектуре. Здесь гармонично сочетаются архитектура и скульптура. Ансамбль сооружен из красного туфа. Особое своеобразие комплексу придает высокая и красивая колокольня-усыпальница. Ее прозрачная легкость еще более подчеркивается на фоне массивных скульптур крылатых быков.
Колокольня-усыпальница, возвышающаяся на 4-х основаниях, построена на месте захоронений павших в битве бойцов, а священные быки, символизирующие оставшихся в живых участников Сардарапата, призваны охранять надгробие-усыпальницу. К остальным сооружениям комплекса ведет аллея, на которой возвышаются скульптуры орлов, cимволизирующих храбрость героев битвы. Центральным звеном памятника является памятная стена Победы (высотой в центре - 7 метров, по краям - 10 метров, шириной - 55 метров). Это символическое сооружение, на котором с обеих сторон вырезаны горельефы и барельефы, посвященные мирному созидательному труду народа.
На стене находится барельеф с видом горы Арарат, под которым авторы высекли расшифровывающее его слово «Родина». Другой горельеф изображает виноградные листья, два меча и молоток строителя. Он расшифровывается как «Труд». На левой стороне памятной стены изображена борьба крылатых коней - добрых сил против драконов, олицетворяющих злые силы. На верхней части той же стены - скульптурная голова богини Анаит, увенчанная виноградными гроздьями, которая символизирует пробуждение жизни, а фигура Ваагна, рожденного из огня, олицетворяет идею возрождения народа.
В центре памятной стены высечена фигура орла-героя, победителя битвы. На стене высечены также динамичные фигуры ополченцев и скульптура «Мать-Армения», воплощающая силу армянки, призывающую дать отпор врагу. Авторы горельефов использовали элементы древней скульптуры. Во всех скульптурных образах ярко проявляется стремление авторов совместить гармонию и созвучие форм народного декоративного искусства со строгой монументальностью древней армянской скульптуры.
Одной из построек музейного архитектурного комплекса является трапезная, отличающаяся высоким архитектурным вкусом, гармоничная по формам и пропорциям, спроектированная с удивительным ощущением ритма и пластики. Трапезная построена в стиле средневековых гостиных дворов. Одно из строений украшено мозаикой, которое выделяется тонкой цветовой гармонией и выразительностью образов.
Шедевром комплекса является здание музея, который имеет своеобразное архитектурное решение. Это здание, выстроенное из темно-красного туфа, с ажурными решетками на входе и без единого окна с фасада. Залы, находящиеся внутри помещения, освещаются окнами из внутренних двориков и поражают своим величием и большим пространством. Сменяющие друг друга залы расположены по периметру двухэтажного здания. Они словно слиты в одном объеме и создают завершенную целостную композицию.
В здании музея находится лишь два наружных угловых окна, которые направлены в стороны двух высочайших гор Армянского нагорья: из одного виден Арагац, а из другого - Арарат. Вызывает восхищение чудесный и однотонный мрамор залов музея, высокие стены из туфа, которые словно испускают живое дыхание. Центральная зала здания покрыта арочным сводом, повторяющим облик купольных покрытий традиционного армянского жилища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий